Вопросы по Бюджету Движения Денежных Средств:
|
Вопросов по Бюджету Движения Денежных Средсв возникает очень мнего: Что включать в бюджет, на какой месяц, с НДС или нет, как отражить выплаты зарплаты, налогов и т.д.
Попробую ответить на основные вопросы по БДДС:
Если вы уже научились строить основные бюджеты: бюджет продаж, бюджет затрат, бюджет доходов и расходов, то самое время приступить к построению бюджета движения денежных средств (БДДС).
В любой организации, работающей в наше рыночное время в условиях жесткой конкуренции, ключевой проблемой является проблема организации денежных потоков. Денежные потоки – это, проще говоря, ежедневные поступления и выбытия денег из вашей кассы и с вашего расчетного счета.
Хроническая нехватка денег может привести к серьезным последствиям, вплоть до банкротства, но мы сейчас не будем о грустном! Все будет замечательно, если мы научимся строить Бюджет движения денежных средств (БДДС).
В первой строке БДДС отражается, сколько у нас имеется денег в кассе и на расчетном счете. Если касса не одна, или расчетный счет не один, то нужно сложить остатки по всем кассам и счетам.
Например, на 1-е января 2005-го года в нашей кассе было 50 000руб., а на расчетном счете 150 000руб. Значит, денежные средства на начало января будут:
50 000руб.+150 000руб. = 200 000руб.
Разумеется, когда мы делаем бюджет на следующий год, а обычно этот процесс происходит в ноябре-декабре, мы еще не знаем, сколько у нас будет денег на начало следующего года. Мы просто должны посмотреть, сколько в среднем остается денег в кассе на конец дня, и сколько в среднем остается денег на расчетном счете на конец дня. Эту сумму и ставим в бюджет.
Далее, мы должны определиться с тем, какие мы ожидаем поступления
Откуда можно ожидать поступления денежных средств? Собственно, источников не так много.
Это Выручка от продаж , Поступления от кредитов и Прочие поступления .
Да, конечно, хотелось бы иметь для поступлений чем больше статей, тем лучше, например «наследство от американского дядюшки», или «помощь из личного фонда В.В.Путина». Но, что имеем, тому и рады….
Разберемся для начала с выручкой от продаж.
Например, в январе мы собирались получить выручку от продаж
816 795руб. Это сумма без НДС. Чтобы узнать, сколько денег поступит нам в кассу и на расчетный счет, нужно к этой сумме прибавить 18%, если наша продукция и наши услуги и товары облагаются ставкой НДС 18%.
Итак, 816 795руб.+18%=963 818руб. Это наши денежные поступления от продаж на январь.
На практике все не так просто. Сумма 963 818руб. – это поступления от продаж, так сказать, «в идеале». На самом деле в январе мы еще можем получить от покупателей некоторую сумму их старой задолженности. Вы, скорее всего, и сами знаете, но я напомню, что сумма задолженности покупателей нам называется «Дебиторская задолженность (ДЗ)».
Кроме того, не вся сумма нашей выручки за январь может поступить на расчетный счет или в кассу именно в январе. Частично она может поступить в другом месяце.
Тогда поступления от выручки от продаж будут высчитываться по формуле:
Поступления от выручки за месяц = ДЗ на начало месяца + Выручка –
- ДЗ на конец месяца
Например, на 1-е января нам должны покупатели 100 000руб.
Выручка за январь 963 818руб.
На 1-е февраля нам остались должны покупатели 50 000руб.
Теперь считаем по нашей формуле поступления от выручки за месяц:
100 000руб.+963 818руб.-50 000руб. = 1 013 818руб.
Тогда в строке «Выручка от продаж» в январе мы должны поставить эту сумму
1 013 818руб.
Однако, может быть и такая ситуация, когда ДЗ на начало всех месяцев одинаковая. В каком случае это может быть? Это может быть в том случае, если у нас стандартные договора, с одинаковыми условиями оплаты из месяца в месяц.
Обычно компании стараются работать так, чтобы именно такая ситуация и была.
Посудите сами- зачем увеличивать дебиторскую задолженность? Это значит,
Что товар мы отгрузили, а покупатели с нами не рассчитались. Так нам это надо?
Уменьшится ДЗ может в том случае, если на 1-е января она была больше, чем нужно, и мы в январе по – совместительству работали «вышибалами», т.е. выбивали долги.
Поступления от кредитов нужно взять из бюджета «Кредиты».
С поступлениями мы разобрались, займемся выплатами
Статей выплат у нас гораздо больше, чем статей поступлений. Ничего удивительного, как только деньги в кармане появляются, то, можно считать, что их уже нет, так как ты их уже сразу кому-то должен. Такова жизнь.
Начнем с материалов .Вот мы пришли на работу 1-го января, а у нас на складе нет материалов. Работать не с чем. Чтобы не попасть в такую ситуацию, мы должны были еще в декабре купить материалы на январь.
А в январе будем покупать материалы на какой месяц? Правильно, на февраль.
Чтобы узнать, сколько денег нам нужно потратить на закуп материалов на февраль, смотрим лист Бюджет Переменных затрат. Например, в феврале нам понадобится материалов на сумму 394 684руб. без НДС. Прибавляем 18%, и получаем сумму, которую мы должны заплатить за материалы: 394 684руб.+18%=465 727руб.
Напоминаю, что эти материалы мы должны купить в январе, так что, мы видим, что сумма 465 727руб. стоит в строке «материалы» за январь.
В феврале мы будем покупать материалы на март, в марте- на апрель, и так далее.
Как вы, наверное, знаете, у предприятия может быть не только дебиторская задолженность, но и кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность (КЗ) – это то, что мы должны нашим поставщикам.
Кредиторская задолженность , так же, как и дебиторская, может оставаться неизменной из месяца в месяц. Представьте себе, что это не так. Например, кроме того, что мы должны купить материалы в январе на сумму 465 727руб., мы еще должны заплатить старый долг за материалы. Или, наоборот, материалы-то мы забрали у поставщика в январе, а платить будем позже.
Так вот, для выплат, так же, как и для поступлений, есть формула:
Выплаты за месяц = КЗ на начало месяца + Объем закупок за месяц –
- КЗ на конец месяца
Например, на 1-е января мы должны поставщикам за материалы 90 000руб.
Объем закупок за январь 465 727руб.
На 1-е февраля мы остались должны поставщикам 100 000руб.
Теперь считаем по нашей формуле выплаты за материалы за месяц:
90 000руб.+465 727руб.-100 000руб. = 455 727руб
Тогда в строке «материалы » в январе мы должны поставить эту сумму
455 727руб. Однако, как и в случае с дебиторской задолженностью, она может оставаться неизменной из месяца в месяц.
В каком случае это может быть? Это, как и в случае с ДЗ, может быть в том случае, если у нас стандартные договора, с одинаковыми условиями оплаты за материалы, товары, услуги из месяца в месяц.
Следующая статья наших выплат – зарплата . Зарплата на предприятиях выплачивается за предыдущий месяц. Авансы на малых предприятиях, как правило, не выплачиваются.
Значит, в январе 2005-го года мы должны выплатить зарплату за декабрь 2004-го года, в феврале 2005-го года мы должны выплатить зарплату за январь 2005-го года, и так далее.
Оплата за электроэнергию , как правило, так же, как и зарплата, платится за предыдущий месяц.
Значит, в январе 2005-го года мы должны оплатить за электроэнергию за декабрь 2004-го года, в феврале 2005-го года мы должны оплатить за электроэнергию за январь 2005-го года, и так далее.
Оплата за транспортные расходы зависит от того, как вы с поставщиком транспортных услуг заключили договор. Как вариант, мы можем платить в январе за транспортные расходы января, в феврале за транспортные расходы февраля, и так далее, т.е., платим в том месяце, в котором эти затраты имели место.
Выплаты процентов и прочих расходов по кредитам просто берутся из бюджета «Кредиты»
Оплата за прочие переменные затраты осуществляется так: в январе за прочие переменные затраты января, в феврале за прочие переменные затраты февраля, и так далее, т.е., платим в том месяце, в котором эти затраты имели место.
Оплата за аренду может осуществляться так же в том месяце, в котором эти затраты имели место.
Возврат кредитов просто берем из бюджета «Кредиты»
Выплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в бюджет , производятся за предыдущий месяц.
Значит, в январе 2005-го года мы должны оплатить НДС за декабрь 2004-го года, в феврале 2005-го года мы должны оплатить НДС за январь 2005-го года, и так далее.
Сумму НДС, которую нужно заплатить за декабрь, нужно взять из бухгалтерского учета. Когда мы делаем бюджет на следующий год, а обычно этот процесс происходит в ноябре-декабре, мы еще не знаем данных бухгалтерского учета за декабрь, в том числе не знаем, какой буде в декабре НДС для оплаты. Мы просто должны посмотреть, сколько в среднем мы платили НДС в месяц. Эту сумму и ставим в бюджет.
А вот сумму за январь уже можно вычислить по формуле. Разумеется, к расчету НДС нужно привлечь главного бухгалтера.
Как рассчитаем НДС? Берем НДС с нашей выручки от продаж и отнимаем от него НДС со всех затрат, которые с НДС.
Внереализационные расходы, как правила так же, как и НДС, платятся за предыдущий месяц.
Значит, в январе 2005-го года мы должны оплатить Внереализационные расходы за декабрь 2004-го года, в феврале 2005-го года мы должны оплатить Внереализационные расходы за январь 2005-го года, и так далее.
Налог на прибыль так же, как и НДС, и внереализационные расходы, платится за предыдущий месяц.
Значит, в январе 2005-го года мы должны оплатить Налог на прибыль за декабрь 2004-го года, в феврале 2005-го года мы должны оплатить Налог на прибыль за январь 2005-го года, и так далее.
Денежные средства на конец периода вычисляются по формуле:
Денежные средства на начало периода (стр.1.)+ Поступления (стр.2.)–
-Выплаты (стр.3.)
Вот мы и рассмотрели построение одного из самых главных бюджетов - БДДС.
Вернуться к списку вопросов
На главную страницу
Зайдите на сайт "Как построить бюджет компании"
Задайте свой вопрос или поделитесь опытом.
|