Много вопросов при построении бюджета возникает на первой стадии. Вот некоторые из них:

Самый главный вопрос, который в разных формах задают многие:"Что такое «Бюджет» и для чего он нужен?"

Бюджет – это план, по которому предприятие будет стараться работать.
Поскольку наш клуб называется "Мы строим бюджет", то уговаривать членов клуба и говорить им о том, что бюджет нужен для компании, особенно не нужно. Все прекрасно понимают, то лучше работать по намеченному ранее плану, чем чисто по русски - "куда кривая вывезет".

Например, захочет директор повысить работникам зарплату – и не сможет понять, как это отразится на результатах работы предприятия. А значит, и не поймет, может ли он это сделать. Так же и с другими расходами.

Другими словами, бюджет нужен не для того, «чтобы был», как дань моде, а для того, чтобы управлять своими доходами и расходами. А если вы сможете управлять своими доходами и расходами, то сможете управлять своей прибылью. А для чего же еще мы с вами каждый день встаем ни свет, ни заря, и отправляемся на работу – чтобы прибыль получать, и как можно больше.

Уже не сомневаетесь, что бюджет нужен каждому предприятию? Отлично! Тогда продолжим.

Прежде чем строить бюджет на следующий год, руководство компании должно определиться, а чего, собственно, оно собирается достичь в следующем году?
Каковы цели бизнеса компании – так называемые «Бизнес - задачи»?

Бизнес - задачи могут быть разными. Все зависит от обстоятельств. Например, в следующем году руководство компании собирается:

- Увеличить продажу существующей продукции на 15%.

- Начать производство новых продуктов.

- Привлечь заемные средства для переоборудования предприятия.

- Сократить расходы на производство.

- Выйти на другие регионы со своей продукцией.


Андрей Е. из Омска спрашивает : "Кто в компании должен заниматься бюджетом?"
Андрей, поскольку по бюджету должна работать вся компания, то и принимать участие в разработке бюджета должны все ведущие менеджеры компании. Конечно, все зависит от того, какая у вас компания, сколько в ней менеджеров, есть ли финансовый отдел, и так далее.

Если же говорить о стандартном варианте для компании, которая имеет руководителей (менеджеров) по всем основным направлениям, то в такой компании бюджет продаж готовит директор по продажам совместно с маркетологом. Бюджет затрат готовят несколько менеджеров, в зависимости от того, какие затраты несет компания. Это, как правило, Директор по снабжению, Дирекор по логистике, Директор по сырью и так далее.

Финансовыми бюджетами, а именно, бюджетом прибылей и убытков и Бюджетом движения денежных средств, занимается Финансовый директор.

Кроме того, генеральный директор тоже принимает активное участие на всех стадиях создания бюджета. Короче, все руководители не только "живут по бюджету", но и сами его создают.

Светлана П. из Москвы спрашивает: "Как контролировать выполнение бюджета?"
Светлана, это очень важный и сложный вопрос. Мы ведь создаем бюджет для того, чтобы его выполнять! А это значит, кто-то должен его контролировать.
Для того, чтобы проконтролировать, как выполнен бюджет, нужно, во-первых, ежемесячно делать отчет, в котором отражаются все основные показатели бюджета, и, во-вторых, нужно анализировать отклонения от бюджета.

Если на вашем предприятии есть Финансовый отдел, то все гораздо проще-специалисты финансового отдела берут на себя функцию контроля. Если же финансового отдела нет, то, как правило, функция контроля ложится на директора и главного бухгалтера.


Вернуться к списку вопросов

На главную страницу

Зайдите на сайт "Как построить бюджет компании"

Задайте свой вопрос или поделитесь опытом.

Hosted by uCoz